Как работать на удалёнке и не сойти с ума?

В декабре 2019 года мир столкнулся с ковидом — коронавирусом SARS-CoV-2. Всё началось в Ухане (Китай). 11 января 2020 года была зафиксирована первая смерть от нового вируса, а 13 января болезнь впервые обнаружилась за пределами Китая. Туристы быстро распространили COVID-19 по миру: 21 января он уже был в США, 24 — в Европе, 2 февраля умер первый заражённый коронавирусом SARS-CoV-2 за пределами Китая — на Филиппинах.11 марта 2020 года ВОЗ объявила всемирную пандемию.

Вирус передаётся при тесном контакте с носителем. Чтобы снизить скорость распространения инфекции нужно было изолировать тех, кто заразился. Руководители многих стран, в том числе и России, приняли решение перевести часть персонала на надомную работу. Так неожиданно в нашу жизнь ворвалась удалёнка. Многие о ней мечтали, вот только получили в итоге не совсем то, что хотели.

Что такое удалёнка?

Российский трудовой кодекс двояко объясняет это понятие. В ТК РФ существуют две статьи об удалённых работниках:

  • 310 ТК РФ — надомники;
  • 312.1 ТК РФ — дистанционные работники (дистанционники).

С надомниками заключается трудовой договор о выполнении работы на дому, а помогать им могут все члены семьи. В категорию входят сборщики (например, картонных коробок), вязальщики, редакторы/корректоры, ремонтники (телевизоров, компьютеров, офисной техники). Во всех случаях человек получает от работодателя сырье — картон для коробок, пряжу, печатный или рукописный материал, сломанную технику, а назад отдаёт готовый товар.

С дистанционниками тоже заключается трудовой договор, в котором указывается, что человек может работать не на территории работодателя, используя интернет, телефон, ноутбук или компьютер. Дистанционно сегодня работают бухгалтеры, журналисты, копирайтеры, ITишники, преподаватели, логисты и другие специалисты.

Регулирует отношения удалённого сотрудника и работодателя «Закон о регулировании работы на удалёнке». Федеральный закон № 407-ФЗ от 08.12.2020 внёс поправки в главу 49.1 ТК РФ. В нём, в частности, говорится, что дистанционная работа не может быть поводом к снижению заработной платы.

Удалённый сотрудник — не фрилансер. Он имеет такие же права и обязанности, что и офисный работник. У него есть отпуск и оплачиваемый больничный, он может ездить в командировки и получать дополнительные выплаты за переработки. Фрилансер же оформляется как ИП или самозанятый, а работу выполняет по договору подряда или договору услуг. И ему ничего из перечисленного для удалённого сотрудника не положено.

Удалёнка и ковид

Для многих российских компаний удалёнка во время пандемии COVID-19 стала реальным испытанием, ведь руководители привыкли лично или через своих помощников контролировать процесс работы подчинённых. И речь вовсе не в доверии/недоверии, а в привычке и негибкости и работодателей, и работников.

Мы так работали десятилетия. Работодателям никогда в голову не приходило, что можно существенно сэкономить, просто переведя часть сотрудников, которые просиживают юбки и штаны в офисах, на надомную работу, и не беспокоиться об обустройстве их рабочего места и о ежедневном обеденном перерыве. Работники же, уцепившись за свою работу, как рак за нос обнюхивающего его кота, считали, что если их переведут на удалёнку, то пиши-пропало, и в скором времени это обернётся увольнением.

Кроме того, оказалось, что российское законодательство не подготовило к такому переходу базу. В Трудовом кодексе нет прямых норм, которые бы регулировали перевод уже работающих сотрудников на удалёнку в период эпидемий.

Многие работодатели поступили проще, отправив почти всех в отпуск. Это Трудовым кодексом не запрещено. Вот только заработную плату людям существенно порезали — не платить же бизнесу за непредвиденный простой из своего кармана.

Самые продвинутые компании расторгли договоры о сотрудничестве с частью своих работников и заключили новые — на дистанционную работу. Так журналисты-контентщики, IT-специалисты, а затем и педагоги учебных заведений, отправились познавать все прелести и тёмные стороны удалёнки.

По данным ВЦИОМ во время пандемии число работающих удалённо в РФ выросло в 8 раз. 60% из них — люди с высшим образованием из бюджетной сферы.

10 плюсов удалённой работы

Почему работать на удалёнке классно? Да потому что ты:

  • не привязан к офису;
  • не видишь опостылевшего работодателя;
  • не варишься в змеином коллектив своих коллег;
  • не отвлекаешься на посторонний шум;
  • не участвуешь в обеденном перетирании костей известным личностям;
  • можешь полностью сосредоточиться только на работе.

К тому же известная пословица гласит, что «дома даже стены помогают».

Впрочем, такие плюсы выдвигают лишь новички, которые находятся в эйфории от внезапно свалившейся свободы и возможности по желанию распоряжаться временем. Те, кто давно работают из дома, отмечают, что удалёнка — это гораздо глубже, чем свобода действий, которая, к тому же, довольно таки призрачна.

Преимущества дистанционной работы:

  • Находка для интроверта. Людям необщительным очень трудно в коллективе — им сложно наладить контакт с коллегами, а коллеги не воспринимают вечно хмурого человека, который кажется постоянно чем-то недовольным. Зато на удалёнке такие люди могут максимально раскрыть свои таланты.
  • Находка для людей с ОВЗ. Устроиться на работу человеку нездоровому в России крайне трудно. Стоит начать болеть, никто не станет входить в ситуацию, и вот ты уже кандидат на увольнение. Дистанционка для людей с ОВЗ — оптимальный вариант.
  • Автономия и креативность. Ряд компаний, в частности, Google и IWG, провели исследования и выяснили, что перспективные сотрудники «задыхаются» в офисной среде, а дома у них открывается второе дыхание.
  • Добавляется свободное время. Человеку не нужно тратить 4 часа, чтобы доехать до работы и обратно.
  • Безопасность и экономия финансовых средств. Это плюсом к предыдущему пункту — вам не нужно никуда ехать, значит не придётся платить за топливо или автобусный билет, исключён риск попасть в автомобильную аварию.
  • Игра со временем — рабочий день можно начать на час–два позже или наоборот раньше.
  • Можно сменить место жительства, перебравшись на берег моря под пальмы. И хотя это уже клише, кое-кому всё же удаётся реализовать даже такую мечту.
  • Правильное питание без отрыва от работы. Наконец-то можно поесть трижды в день, а не перекусывать надоевшим печеньем.
  • Меньше контактов с людьми, больше здоровья. Этот пункт особенно актуален в эпоху ковида, который пока не собирается нас покидать.
  • Никакого дресс-кода. Работайте хоть сидя, хоть лёжа, хоть в банном халате, хоть в неглиже. Никто, кроме домашних или любимого пса, вас не увидит.

Как не сойти с ума, работая на удалёнке? Советы психологов

Самый главный минус удалёнки — родственники, особенно старшего поколения. Они считают, что раз ты дома, значит свободен, а сидение за компьютером или планшетом — твоя собственная блажь, так что, будь добр, брось её и займись делами домашними. Донести, что ты на работе и у тебя на носу полугодовой отчёт, хоть ты и находишься дома, редко у кого получается. Дети — вообще отдельная история. Они не дают работать, постоянно дёргают и закатывают истерики, когда родитель отказывает им во внимании.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА.

Учитесь выстраивать личные границы. Будет непросто и сразу точно не получится, но постепенно вы приучите родных, что в будни с 10 до 18 вас нельзя беспокоить. Хороший вариант — обустроить рабочий кабинет в отдельной комнате и закрываться там, выходя лишь на обед.

Второй минус дистанционной работы — неумение планировать. Многие, уйдя на удалёнку, радуются долгожданной свободе, но это миф. Свобода действий может в итоге привести к прокрастинации — откладыванию дел «на потом». Человек никак не может определиться, с какой же задачи начать, а какую можно отложить, и просто ничего не делает. Это и есть прокрастинация, которую люди, незнакомые с психологией, нередко называют ленью. Никакой свободы на удалёнке нет. Придётся работать так же, как когда-то в офисе, только в родных стенах.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА.

Возьмите за правило составлять контент-план на неделю и месяц, а если с распределением задач совсем туго, можно и на день. Пишите в традиционном бумажном ежедневнике или пользуйтесь электронным планировщиком (ToDoist, Trello или любым другим).

Третий крупный минус удалёнки — перфекционизм, трудоголизм и связанное с этими двумя моментами профессиональное выгорание, которое при дистанционной работе происходит куда быстрее, чем в офисе.

СОВЕТ ПСИХОЛОГА.

Чтобы не дойти до точки, когда работа не в радость, а на её выполнение не осталось сил, позвольте себе быть несовершенным. Допустите, что вы можете ошибаться. Не нужно специально выполнять работу плохо, но и перепроверять сделанное по 100500 раз, постоянно внося какие-то коррективы, точно не стоит.

Избежать профессионального выгорания поможет правильно организованный досуг. Не стоит на удалёнке работать в режиме 24/7. У вас должно быть 2 выходных в неделю плюс некоторые праздники, и не забывайте о ежедневном обеденном перерыве. Обязательно оговорите с работодателем, что в нерабочие часы вы не отвечаете на звонки и не выполняете никакую работу.

Не забывайте об отпуске. Это позволит не чувствовать себя белкой в колесе и хорошо справляться со своими обязанностями, хоть под пальмами на берегу океана, хоть в своей квартире, сидя в мягком кресле.

Минусов у удалёнки гораздо больше, чем мы перечислили. У каждого человека они свои. Поделитесь собственными историями о дистанционной работе и о том, как справляетесь с трудностями. Если интересно, прочтите, как проходит мой самый обычный день)))

Оставьте комментарий